МАОУ СОШ №22 г. Южно-Сахалинска
Сахалинская область
  • Инклюзивное образование

    Инклюзивное образование.

    Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

    Инклюзия – это процесс, имеющий целью принимать во внимание и удовлетворять разнообразные потребности обучающихся через расширение участия в обучении, в культурной и общественной жизни и уменьшение числа тех, кто исключен из процесса образования, или тех, кто охвачен образовательным процессом, но не включен в него.

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией  (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

    Прохождение ПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.

    Статус «Ребенок – инвалид» устанавливает бюро медико-социальной экспертизы.

    Статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» устанавливает ПМПК.

    Следует учитывать, что исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых ребенок признается лицом с ограниченными возможностями здоровья, нет. ПМПК коллегиально принимает решение, которое четко прописывает в заключении.

    Ранее выявление детей с особенностями развития 

    Комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику детей от 0 – 18 лет выполняет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

    Категория детей с ограниченные возможности здоровья  (ОВЗ).
    Дети с ОВЗ — это дети в возрасте от 0-18 лет имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных образовательных условий обучения и воспитания.

    Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
    — с нарушением слуха;
    — с дисфункцией речи;
    — с патологией опорно-двигательного аппарата;
    — с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
    — с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
    — дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

    Дети – инвалиды не всегда являются детьми с ОВЗ, если не нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания.

    К детям с ОВЗ с нарушением речи относятся дети с отклонениями, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи с нормальным слухом, зрением и сохранным интеллектом.

    Когда необходимо заключение ПМПК:

    • Специальные условия обучения и воспитания;
    • Переход с одного уровня образования на следующий;
    • Начало обучения на начальном уровне общего образования после 8 лет;
    • Специальные условия при проведении ГИА.

    Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

    • образовательные программы (АООП) , методы обучения и воспитания;
    • учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
    • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
    • предоставление услуг ассистента (помощника);
    • проведение коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций.

    Памятка «Для чего ребенка направляют на ПМПК?» (открыть)

    Социализация детей с ОВЗ

    Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

    Социализация детей с ОВЗ (открыть)

    Выпускник с ОВЗ и инвалидностью: выбор профессиональной траектории (открыть)

    Профориентация для детей с ОВЗ (открыть)

    Схема содействия профориентации и трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ  (открыть)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике